Десять советов по общению с лицами, страдающими деменцией

Одной из величайших проблем ухода за больными с деменцией является часто возникающее изменение личности и поведения. Лучше всего удается справиться с этой проблемой посредством творчества, гибкости, терпения и участия.

Позитивно настройтесь на взаимодействие. Ваше поведение и язык тела сообщают о ваших чувствах и мыслях выразительнее слов. Задайте положительный настрой, разговаривая с подопечным в приятном и вежливом тоне. Используйте мимику, тембр голоса и тактильные контакты для передачи информации и нежных чувств. 

Овладейте его вниманием. Ограничьте воздействие факторов, отвлекающих внимание и посторонних шумов – выключите радио или телевизор, задерните шторы или наглухо закройте дверь, или перейдите в более тихое место. Прежде чем заговорить, привлеките внимание больного: обратитесь к нему по имени, идентифицируйте свою личность и отношения (степень родства) с больным и используйте невербальные знаки и прикосновения, чтобы удерживать его внимание. Если больной сидит, присядьте тоже для установления зрительного контакта. 

Ясно формулируйте ваше сообщение. Используйте простые слова и предложения. Говорите медленно, четко, ободрительным тоном. Воздержитесь от повышения тембра или громкости голоса; напротив, понижайте голос. Если больной с первого раза не воспринимает адресованную ему информацию, повторите сообщение или вопрос, используя те же слова. Если не удалось достичь понимания, выждите несколько минут и перефразируйте вопрос. Употребляйте в речи имена людей и названия мест вместо местоимений или аббревиатур 

Задавайте простые вопросы, на которые легко ответить. За раз задавайте один вопрос; лучше всего такой, на который можно ответить «да» или «нет». Воздержитесь задавать сложные вопросы или предоставлять слишком широкий выбор. Например, спросите: «Хотел бы ты надеть белую рубашку или голубую?» Лучше без слов продемонстрировать варианты выбора – визуальные сигналы также помогают пояснить Ваш вопрос и стимулировать ответную реакцию больного. 

Слушайте его ушами, смотрите его глазами, чувствуйте его сердцем. Будьте пациентом, ожидающим Вашей ответной любви. Если он трудится над ответом, естественно дать ему подсказку. Следите за невербальными знаками и языком тела и отвечайте соответственно. Всегда старайтесь услышать значение и чувства, вкладываемые в слова. 

Разбейте действие на цепочку последовательных шагов. Это позволяет в большей или меньшей степени управлять многими задачами. Вы можете вдохновить человека выполнить посильное ему задание, мягко напоминая ему о том, что он должен сделать в череде последовательных действий, необходимых для выполнения задания, и которые он забывает, и, помогая выполнять то, с чем он более, в силу своего состояния, не справляется самостоятельно. Очень в этом может помочь использование визуальных сигналов, например, указать рукой, куда поставить суповую тарелку. 

Если достижение цели становится затруднительным, отвлеките больного и поставьте перед ним другую цель. Если больной расстроен, попробуйте сменить род деятельности. Например, попросите его о помощи или предложите пойти погулять. Важно добиться связи с больным на чувственном уровне, прежде чем переориентироваться. Вы можете сказать: «Я вижу, ты расстроен – мне очень жаль, что тебе грустно. Давай, пойдем – что-нибудь съедим». 

Отвечайте с любовью и ободрением в голосе. Люди, страдающие деменцией, часто чувствуют смущение, беспокойство, неуверенность в себе. Кроме того, они часто искаженно видеть окружающую их реальную действительность, в частности, могут вспоминать вещи, которые никогда не имели места в реальной жизни. Избегайте убеждать их в собственной неправоте. Сфокусируйтесь на чувствах, которые они выражают – они истинны- и отвечайте словесным и физическим выражением комфорта, поддержки и любви. Часто ничто не помогает установить контакт так эффективно, как прикосновение, рукопожатие, объятие и похвала. 

Вспоминайте старые добрые времена. Воспоминания прошлого часто являются успокаивающим и жизнеутверждающим занятием. Многие люди с деменцией не могут вспомнить, что происходило 45 минут назад, но они ясно вызывают в памяти события сорокапятилетней давности. Поэтому, избегайте задавать вопросы, относящиеся к краткосрочной памяти, такие как, например, «что вы ели на обед». Вместо этого, попытайтесь сформулировать общие вопросы о его отдаленном прошлом—эта информация гораздо лучше сохраняется в памяти. 

Имейте чувство юмора. Где это возможно, относитесь ко всему с юмором, только не касаясь личности. У больных деменцией обычно сохраняются социальные навыки, и они рады посмеяться вместе с Вами.

Общие советы по уходу за больными с деменцией дома.

 1.Мимика, тон голоса и физическое прикосновение помогут выразить чувства. Необходимо привлечь внимание человека и ограничить отвлекающие факторы. Прежде чем говорить, убедитесь, что вас слышат.

2.Говорить необходимо медленно, отчётливо и ободряющим тоном. Не нужно повышать голос. Если больной не понял с первого раза, используя ту же формулировку, повторите вашу фразу или вопрос. Если все ещё не понимает, подождите пару минут и переформулируйте вопрос.

3.Когда ситуация становится тяжёлой, необходимо отвлечь и перенаправить внимание. Если больной расстроен или взволнован, поменяйте обстановку. Попросите его о помощи или предложите прогуляться. Общайтесь с человеком на уровне чувств и эмоций.

4.Люди, больные деменцией, пребывают в замешательстве, чувствуют тревогу и неуверенность. Также они часто путают реальность и фантазии. Некоторые могут вспомнить даже вещи, которые не происходили. Не пытайтесь убедить их в том, что они ошибаются. Сосредоточьтесь на чувствах, которые они демонстрируют.

5.Вспомните былые времена. Многие больные с деменцией не могут сказать, что произошло 30 минут назад, но отчётливо помнят подробности своей жизни 30 лет назад. Поэтому не следует задавать вопросы, ответы на которые предполагают использование кратковременной памяти. Вместо этого, попробуйте задать вопросы о том, что было давно.

психолог отделения срочного социального                         Балоба Т.Е.