Осторожно! Мошенники! Не дайте себя обмануть!

Периодически  в своей жизни  мы сталкиваемся со случаями мошенничества. При этом  чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые люди, а также инвалиды. И это не случайно, поскольку пожилые граждане и инвалиды зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны. Среди общих признаков возрастных изменений у пожилого человека наиболее общим свойством является «замедление»,охватывающее все поведение человека, включая способность к адаптации в меняющихся условиях.

По оценке экспертов доля пожилых  людей  среди потерпевших от мошенников составляет почти 80%. С целью завладения имуществом преступника используют множество схем: продают пенсионерам лекарства-«пустышки», аппараты, которые лечат все болезни, предлагают участвовать в различных «конкурсах» и «лотереях»,вымогают деньги для помощи якобы попавшим в беду родственникам и прочее. Точной статистики о числе подобных преступлений нет, но, по оценкам экспертов, от них ежегодно страдают тысячи человек.

Существенным отличием мошенничества от других видов преступных деяний заключается в том, что пострадавшая сторона добровольно передает преступнику ценности и другие материальные блага. Подобные действия преступники совершают открыто, но при этом жертву вводят в заблуждение относительно тех или иных фактических обстоятельств. При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через период времени, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыть какие-то важные обстоятельства.

В связи с этим в Новоалександровском комплексном центре социального обслуживания населения  с февраля 2018 года ведется работа по профилактике случаев мошенничества среди пожилых людей. Реализуется комплекс мер с целью информирования и привлечения внимания к столь актуальной на сегодняшний день проблеме как мошенничество, профилактика случаев мошенничества среди граждан пожилого возраста.

Регулярно на базе Учреждения проводятся встречи с сотрудниками, волонтерами, получателями социальных услуг совместно с представителями управления труда и социальной защиты населения администрации Новоалександровского городского округа, Отдела МВД, Сбербанка, филиала ФГУП «Почта России». Проводятся выездные беседы с получателями социальных услуг.

Суть данных мероприятий заключается в проведении бесед тематической направленности, которые становятся призывом ко всем участникам и напоминают о возможных случаях мошенничества и призывают их быть более бдительными.

Такой формат проводимых мероприятий позволяет акцентировать внимание на проблеме мошенничества, помогает вовлечь пожилых граждан в обсуждение, к совместному анализу возможных фактов мошенничества, а также обсуждению уже случившихся эпизодов из жизни самих участников, их родных и близких. Все участники встреч получают разработанные памятки с алгоритмом поведения в случае  факта мошенничества.

Вот несколько примеров, как не попасться на уловки мошенников.

Личный контакт

Как это организовано: Вам лично (придя домой, подойдя на улице или в другом месте) предлагают приобрести товар, услугу «с большой скидкой», «по акции».Вас ограничивают во времени, торопят, заставляют совершать какие-либо действия в спешке. Мошенникам крайне важно не дать вам шанса  хорошо подумать над их предложением .

Что делать: Прежде чем участвовать в «заманчиво выгодных» сделках, проконсультируйтесь с родственниками, скажите, что вам нужно подумать. Сегодня нет такого уникального товара или услуги, ,которые бы продавались только «здесь и сейчас» и только в одном месте.

Приглашение на бесплатное медицинское обследование

Как это организовано: Вас приглашают в салоны красоты или медицинские центры  на бесплатные процедуры или обследование. В данном учреждении «медиками» ставится «страшный диагноз»,и прямо на месте вам предлагают пройти необходимое лечение по «новейшей методике» или с применением «уникального средства». На самом деле никакого «страшного диагноза» нет, это приманка, чтобы продать процедуры по завышенной цене и навязать кредит.

Что делать: Не посещайте сомнительные медицинские центры и не соглашайтесь ни на какие процедуры, пока не посоветуетесь с врачом из вашей поликлиники, вашими родными. Не подписывайте никаких кредитных договоров.

Начисление не существующей субсидии

 

Как это организовано: Звонящий часто представляется сотрудником пенсионного фонда, банка и под предлогом перевода денежной субсидии или выплаты просит назвать ФИО, номер карты и цифры на обратной стороне, якобы для того, чтобы убедиться, что это именно тот человек, которому нужно перевести деньги, просит назвать код, который придет в СМС  на телефон. В итоге мошенники воруют средства с карты.

Что делать: Никому ни при каких обстоятельствах не называйте данные своей карты, в особенности три цифры на обратной стороне карты и код, который приходит вам в СМС.

Блокировка банковской карты

Как это организовано: Мошенники, представляясь сотрудниками вашего банка или сотрудниками Центрального банка, говорят о том, что с вашей картой совершаются мошеннические действия, просят отправить СМС на номер, проследовать к ближайшему банкомату и провести некие операции с картой. В результате вы переводите свои деньги на счет мошенников.

Что делать: Сотрудники банка никогда не попросят вас проследовать к банкомату  для разблокировки или блокировки карты. Свяжитесь с вашим банком, сообщите о случившемся. Заранее запишите контактные телефоны вашего банка.

Телефонный звонок/СМС-сообщение

Как это организовано: Вам с неизвестного номера звонит человек и представляется вашим сыном, внуком или другим родственником. Говорит, что попал в беду, не может долго разговаривать, плохая связь и передает трубку своему «другу», «сотруднику полиции», «врачу». Далее, вам сообщают, что родственнику срочно нужны деньги, и необходимо их отдать курьеру или продиктовать данные карты.

Что делать: Попросите еще раз передать трубку родственнику. Если трубку передали, то удостоверьтесь, что это именно он, задав ему уточняющие личные вопросы.

Надеемся, что данный материал будет полезен как самим гражданам пожилого возраста, так и их родственникам. Ведь попасть на удочку афериста не так сложно. Зачастую они давят неожиданностью и экстренностью случая. Все они неплохие психологи. Поэтому необходимо проявлять максимальную бдительность ,чтобы не стать жертвой таких манипуляций.

 

Заведующая ОСО на дому                                                      Терешкевич И.В.