|
Памятка для родителейОсновные проявления расстройств аутистического спектра (далее – РАС) у детей: 1. Нарушение социального взаимодействия 2. Трудности при общении с другими людьми. 3. Особенности поведения. 1. Нарушение социального взаимодействия (взаимодействие ребенка с окружающим миром) - может проявиться с первых месяцев жизни. Признаки, которые могут указывать на наличие заболевания у ребенка с рождения до 3 лет: · отсутствие желания идти на контакт с матерью и другими близкими людьми; · нежелание находиться на руках у матери; · выражение дискомфорта при попытке установить с ребенком зрительный контакт; · демонстрация сопротивления при попытке приласкать ребенка; · стремление к уединению. Признаки, которые могут указывать на наличие заболевания у ребенка с 3 лет до 15 лет: · неспособность завязывать дружеские отношения; · демонстрация отстраненности от окружающих; · отсутствие желания идти на контакт по собственной инициативе; · затрудненное понимание эмоций, поступков других людей; · сложные отношения со сверстниками; · неумение принимать участие в командных играх. 2. Трудности при общении с другими людьми (навыки вербальной и невербальной коммуникации). Дети с аутизмом или РАС начинают разговаривать значительно позже своих сверстников. Впоследствии речь отличается уменьшенным количеством согласных букв, изобилует механическим повторением одних и тех же фраз, которые не имеют отношения к разговору. Признаки, которые могут указывать на наличие заболевания у ребенка в возрасте от 1 месяца до 3 лет: · отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром при помощи мимики, жестов; · отсутствие лепета в возрасте до года; · неумение строить полноценные осмысленные предложения в возрасте от 2 лет; · отсутствие указательного жеста; · слабая жестикуляция; · неумение выразить без слов свои желания. Признаки, которые могут указывать на наличие заболевания у ребенка старше 3 лет: · патология речи (неуместное использование метафор, перестановка местоимений); · использование в разговоре визга, крика; · применение слов и фраз, не подходящих по смыслу; · странная мимика или ее отсутствие; · отсутствующий, устремленный в «никуда» взгляд; · слабое понимание метафор и речевых выражений, сказанных в переносном смысле; · придумывание собственных слов; · необычные жесты, которые не имеют очевидного значения. 3. Особенности поведения. Признаки, которые могут указывать на наличие заболевания у ребенка в возрасте до 3 лет: · концентрация при игре не на игрушке, а на отдельных ее деталях; · плохая координация движений; · повышенная чувствительность к звуковым раздражителям; · отсутствие реакции на обращение по имени, просьбы родителей; · стереотипные движения (махи руками, покачивание телом, вращение головой); · нестандартное (недостаточное или избыточное) реагирование на стресс, боль; · проблемы со сном. Признаки, которые могут указывать на наличие заболевания у ребенка с 3 лет до 15 лет: · сопротивление переменам, склонность к однообразию; · неспособность переключаться с одного вида деятельности на другой; · агрессия по отношению к самому себе; · плохая концентрация внимания; · повышенная избирательность в выборе блюд; · узко обособленные навыки (увлечение темами и занятиями, которые несвойственны возрасту); · слабо развитое воображение. Рекомендации для родителей при выявлении признаков расстройств аутистического спектра: При первых подозрениях на признаки аутизма или других РАС у ребенка для верификации диагноза и назначения адекватного лечения и психолого-педагогического сопровождения необходимо посетить следующих специалистов: детского психиатра, детского невролога, (медицинского) психолога, логопеда. Записаться на консультацию к специалистам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница № 1» (адрес: г. Ставрополь, улица Ленина д. 441) можно по контактному телефону т. 8-8652-99-17-83, а также на сайте учреждения www.stavpb.ru. В ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница № 1» функционирует «Школа аутизма» для родителей детей, страдающих аутистическими расстройствами, целью которой является просвещение и улучшение понимания родителями особенностей проявлений аутизма, налаживание коммуникации с ребенком и развитие способности справляться с трудностями в его поведении, а также снижение родительского стресса. |