Речевое воспитание начинается в семье

Речевое воспитание начинается в семье

Довольно часто мы слышим фразу: «Всё начинается с семьи», и это действительно так, поскольку воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Речь малыша подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей, и важнейшим периодом ее развития считается  дошкольное детство, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм, функций и культуры речи.

Зачастую, даже нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Причинами могут быть нарушения в развитии артикуляционного аппарата, отклонения в строении зубочелюстной системы, проблемы со  слухом и многое другое. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием здоровья ребенка и  вовремя обращаться за помощью к специалистам.

Закреплённые в детстве речевые недостатки тяжело преодолеваются в последующие годы, поэтому так значимо, чтобы семья старалась воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни малыша. Следует понимать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми. Очень важно говорить  правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Нередко причиной неправильного произношения звуков у ребенка является подражание  дефектной речи взрослых, старших братьев, сестёр, товарищей, с которыми малыш часто общается. Ошибкой взрослых является переделывание слов под детский язык, что влечёт за собой отставание в речевом развитии. Если в семье не следят за своей речью, то до слуха ребёнка многие слова доходят искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги» и т.д.), что в дальнейшем будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Особенно чётко следует произносить незнакомые, длинные и новые для ребёнка слова, объясняя их значение. Обращаясь непосредственно к малышу, взрослый побуждает его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к звучащей речи. Нужно приучить  смотреть прямо на говорящего, тогда ребенок легче перенимает артикуляцию взрослого.  

Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допуская чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду и приучая дышать через нос, а также слух ребенка от  постоянных сильных звуковых воздействий.

К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово, очень часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, лучше дать образец его произношения.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, своими старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова. Очень важно стимулировать его речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх. Полезно использовать  для этих занятий то, что  дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот грузовик, а что у него есть?» - «Кабина, руль, колёса, мотор...» Рассматривая какой-то предмет, хорошо бы задавать малышу разнообразные вопросы, например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?»Спрашивая у  ребёнка: «Что бывает высоким?», «Что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» или: «Что бывает широким? Белым? Пушистым?», «А что шире – ручеёк или река?» взрослые учат его  сравнивать, обобщать, осваивать свойства предметов.

Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов.Читая ребёнку книги, родители могут предложить ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки.Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребёнок её заканчивает: «...да баба».

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. В 4-5 летнем возрасте уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, делая это очень выразительно.

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашелся не телефон, а пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Можно нарисовать на пальчиках малыша рожицы, дать персонажам имена, познакомить их между собой, или разыграть с ними сценку, делая дополнительный шажок в развитии детской речи.

Таким образом, для речевого развития  ребёнка достаточно традиционно принятых форм общения, - разговор, рассказ, игра, чтение художественной литературы и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать что-то новое, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители.

Если же проблемы с речью или иным развитием ребенка все же очевидны -   специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Новоалександровский КЦСОН» окажут вашей семье максимально возможную помощь и поддержку.

Логопед                                                    Дылёва О.А.